1. Законодательные и нормативные изменения
01 января вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 № 71-VIII.
Законом вносятся изменения, касающиеся земельного налога.
Так, согласно внесенным изменениям, согласно п.п. 284.1 ст. 284 Налогового кодекса Украины органы местного самоуправления устанавливают ставки платы за землю и льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории.
Согласно п.п. 12.3.4 п. 12.3 ст. 12 НК Украины решения об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение определенных местных налогов и сборов.
До 25 декабря года, предшествующего отчетному, органы местного самоуправления должны подавать контролирующим органам решения по ставкам земельного налога и предоставленных льгот по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам (абз. второй п. 284.1 ст. 284 НК Украины).
Изменения в указанной информации предоставляются до 1 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным кварталом, в котором произошли такие изменения.
Если органы местного самоуправления не обнародовали и не предоставили в установленные действующим законодательством сроки соответствующем контролирующему органу по месту нахождения земельного участка решений по ставкам земельного налога и предоставленных льгот по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам, плата за землю в 2015 году взимается в соответствии с требованиями п.п.12.3.5 п. 12.3 ст. 12 НК Украины с применением ставок земельного налога 2014 с учетом коэффициента индексации — 1,249.
Для отдельных категорий землепользователей нормами Кодекса определены условия, при которых они могут быть плательщиками платы за землю.
В частности, при переходе права собственности на здания земельный налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок (до 01 января 2015 года — с момента регистрации права собственности на недвижимое имущество).
Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка, оформленный и зарегистрированный в соответствии с законодательством.
Особое внимание уделяется предоставлению права местным советам в пределах полномочий, определенных НК Украины, принимать решение об установлении ставок земельного налога.
Так, ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере не более 3 процентов их нормативной денежной оценки, а для сельскохозяйственных угодий — не более 1 процента их нормативной денежной оценки (п. 274.1 ст. 274 НК Украины).
Ставка налога устанавливается в размере не более 12 процентов их нормативной денежной оценки земельных участков, которые находятся в постоянном пользовании субъектов хозяйствования (кроме государственной и коммунальной форм собственности).
Кроме того, в статье 277 НК Украины определены ставки земельного налога за земельные участки, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена, — не более 5 процентов нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области.
Также в соответствии с п. 271.2 ст. 271 НК Украины решения советов по нормативной денежной оценки земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.
Обязательность проведения нормативной денежной оценки земель предусмотрено ст. 13 Закона Украины «Об оценке земель», а периодичность — статьей 18 настоящего Закона: не реже одного раза в 5 — 7 лет.
Своевременное проведение (повторной) нормативной денежной оценки земельных участков в населенных пунктах Украины в сроки, определенные действующим законодательством, — источник дополнительных поступлений в местный бюджет по плате за землю.
Дополнительно сообщаем, что по информации Государственной службы статистики Украины, индекс потребительских цен за 2014 составил 124,9 процента.
Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируется нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения, рассчитанный в соответствии с пунктом 289.2 статьи 289 ПК Украины, по состоянию на 01 января 2015 составляет 1,249.
Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель. Коэффициенты индексации нормативной денежной оценки земель составляют: 1996 год — 1,703, 1997 — 1,059, 1998 — 1,006, 1999 — 1,127, 2000 — 1,182, 2001 — 1,02, 2005 — 1,035, 2007 — 1,028, 2008 — 1,152, 2009 — 1,059 2010 — 1,0, 2011 — 1,0, 2012 — 1,0, 2013 — 1,0 и 2014 — 1,249. Нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась. Кумулятивное значение коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель с 1995 года по состоянию на 01 января 2015 составляет 3,997.
2. Акты органов исполнительной власти в сфере земельных отношений
С начала 2015 года вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы предоставления информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения» от 24 декабря 2014 № 722.
Постановлением утвержден Порядок доступа должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов Службы безопасности, нотариусов, адвокатов в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и Порядок предоставления физическим и юридическим лицам информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Также установлено, что до 01 октября 2015 до заключения договора о предоставлении доступа в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) и получения электронной цифровой подписи для работы с Государственным реестром прав суды, органы местного самоуправления, органы внутренних дел, органы прокуратуры, органы доходов и сборов, органы Службы безопасности и другие органы государственной власти (должностные лица) имеют право получать информационную справку из Государственного реестра прав в бумажной форме как за объектом недвижимого имущества, так и за субъектом права на него на основании письменного запроса, форму и требования к заполнению которого устанавливает Министерство юстиции. В информационной справке указывается информация, имеющаяся в Государственном реестре прав, в зависимости от содержания запрашиваемой информации.
Орган государственной регистрации прав рассматривает соответствующий запрос и по результатам рассмотрения формирует информационную справку или в случае, когда с запросом обратилось ненадлежащее лицо, принимает решение об отказе в предоставлении информации из Государственного реестра прав, форму и требования к оформлению которого устанавливает Министерство юстиции.
С 01 января вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы предоставления информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения» от 24 декабря 2014 № 722.
Постановлением утверждены «Порядок доступа должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, органов внутренних дел, органов прокуратуры, органов Службы безопасности, нотариусов, адвокатов в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество» и «Порядок предоставления физическим и юридическим лицам информации с Государственного реестра прав на недвижимое имущество».
Установлено, что до 01 октября 2015 до заключения договора о предоставлении доступа в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (далее — Государственный реестр прав) и получения электронной цифровой подписи для работы с Государственным реестром прав суды, органы местного самоуправления, органы внутренних дел , органы прокуратуры, органы доходов и сборов, органы Службы безопасности и другие органы государственной власти (должностные лица) имеют право получать информационную справку из Государственного реестра прав в бумажной форме как за объектом недвижимого имущества, так и за субъектом права на него на основании письменного запроса, форму и требования к заполнению которого устанавливает Министерство юстиции. В информационной справке указывается информация, имеющаяся в Государственном реестре прав, в зависимости от содержания запрашиваемой информации.
Орган государственной регистрации прав рассматривает соответствующий запрос и по результатам рассмотрения формирует информационную справку или в случае, когда с запросом обратилось ненадлежащее лицо, принимает решение об отказе в предоставлении информации из Государственного реестра прав, форму и требования к оформлению которого устанавливает Министерство юстиции.
Вступление в силу 01.01.2015, кроме абзаца второго пункта 5 Порядка предоставления физическим и юридическим лицам информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, утвержденного этим постановлением, который вступает в силу с 01 марта 2015 года.
На сайте Госземагентства Украины опубликовано «Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель за 2014».
Сообщается, что на 01 января 2015 нормативную денежную оценку земель за 2014 необходимо индексировать на коэффициент индексации, равный 1,249. Коэффициент рассчитан исходя из индекса потребительских цен за 2014 — 124,9% (в соответствии с пунктом 289.2 статьи 289 Налогового кодекса Украины с учетом изменений, внесенных в пункт 289.2 Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 № 71-VІІІ).
Госземагентство также сообщает, что коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель. Коэффициенты индексации нормативной денежной оценки земель составляют: 1996 год — 1,703, 1997 год — 1,059, 1998 год — 1,006, 1999 год — 1,127, 2000 год — 1,182, 2001 год — 1,02, 2005 год — 1,035, 2007 год — 1,028, 2008 год — 1,152,2009 год — 1,059, 2010 год — 1,0, 2011 год — 1,0, 2012 год — 1,0, 2013 год — 1,0, в 2014 год — 1,249. Кумулятивное значение коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель с 1995 года по состоянию на 1 января 2015 составляет 3,997 (нормативная денежная оценка земель за 2002, 2003, 2004 и 2006 годы не индексировалась).
27 января 2015 вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «О Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра» от 14 января 2015 № 15.
Постановлением утверждено Положение о Государственной службе Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.
28 января 2014 вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «Об образовании территориальных органов Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра» от 14 января 2015 № 5.
Постановлением образованы как юридические лица публичного права территориальные органы Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра по перечню.
Установлено, что территориальные органы Государственного агентства земельных ресурсов, которые реорганизуются, продолжают выполнять свои полномочия до передачи таких полномочий территориальным органам Государственной службы по вопросам геодезии, картографии и кадастра.
Опубликованный приказ Министерства юстиции Украины «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства юстиции Украины в связи с открытием информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество и их обременения» от 26.12.2014 № 2175/5.
Приказом, в частности, утвержден образец заявления о предоставлении информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество в форме информационной справки.
Вступление в силу 31.12.2014.
28 января 2014 вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «Вопросы оптимизации деятельности центральных органов исполнительной власти системы юстиции» от 21 января 2015 № 17.
Постановлением ликвидирована Государственная регистрационная служба и Государственная исполнительная служба, возложив на Министерство юстиции задачи и функции по реализации государственной политики в сфере организации принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния, прав на недвижимое имущество и их обременений, юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, договоров коммерческой концессии (субконцессии), по вопросам регистрации (легализации) объединений граждан, других общественных формирований, уставов фондов общеобязательного государственного социального страхования, если их регистрация предусмотрена законами, уставом территориальной громады г. Киева, государственной регистрации печатных средств массовой информации и информационных агентств как субъектов информационной деятельности.
Также отнесены целостные имущественные комплексы государственных предприятий «Информационно-ресурсный центр» и «Государственный институт комплексных технико-экономических исследований» в сферу управления Министерства юстиции.
Обобщение и практика судебных органов по земельным вопросам
29 января 2015 опубликовано Информационное письмо Высшего хозяйственного суда Украины «О дополнении Информационного письма Высшего хозяйственного суда Украины от 15.03.2011 № 01-06/249 «О постановлениях Верховного Суда Украины, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов» от 27.01.2015 № 01-06/114/15.
Письмом доведены до сведения правовые позиции Верховного Суда Украины, изложенные в постановлениях, принятых по результатам пересмотра судебных решений хозяйственных судов в порядке, предусмотренном разделом XІІ-2 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в спорах, возникающих, в частности в сфере земельных правоотношений:
- если земельный участок относится к землям государственной собственности согласно предписаниям пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины и статьи 84 названного Кодекса (в редакциях, действующих на момент возникновения спорных отношений), то у органа местного самоуправления отсутствуют полномочия по распоряжению этим земельным участком (постановление от 14.10.2014 № 911/3427/13);
- фермерское хозяйство после государственной регистрации имеет право на получение дополнительного земельного участка (участков) как юридическое лицо, а не как гражданин с целью создания фермерского хозяйства, то есть после проведения земельных торгов (постановление от 04.11.2014 № 922/4817/13);
- реализация преимущественного права на возобновление договора аренды земельного участка коммунальной собственности в случае отсутствия возражений со сторон возможна только при наличии решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления (постановление от 11.11.2014 № 912/1552/13);
- основанием для расторжения договора аренды земельного участка коммунальной собственности является именно использование арендатором земли не по целевому назначению, установленным условиями договора (под строительство), а не тот факт, что строительные работы не были начаты (постановление от 11.11.2014 № 911/2845 / 13).
Источник: http://infoindustria.com.ua/daydzhest-zemelnogo-zakonodatelstva-6/
|