В Украине нет ни одной законодательной
инициативы, которую невозможно было бы довести до абсурда. И это
регулярно подтверждается чиновниками: решая одну проблему, создают две
новые. Это правило наиболее применимо по отношению к строительному
рынку: борясь с чрезмерной зарегулированностью отрасли, чиновники
скатываются к анархии.
Самострои в законе
В декабре 2012 года Верховная Рада
приняла изменения в закон «О градостроительной деятельности», среди
прочего, расширив действие строительной амнистии для объектов,
построенных до марта 2011 и продлив ее действие до конца 2013-го.
Министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Темник
объявил недавно, что министерством рассматривается вопрос продления
амнистии аж до 2015 года.
Авторы закона Украины «О
градостроительной деятельности» не только установили новые «правила
игры» для строительной отрасли, но и попытались одним махом решить
проблему самостроев
Минрегион своим указом №91 установил
упрощенный порядок регистрации индивидуальных (усадебных) жилых домов,
садовых, дачных домов, хозяйственных (приусадебных) домов и сооружений,
пристроек к ним, общественных зданий I и II категорий сложности,
возведенных без разрешения на выполнение строительных работ до 2009 г.
В прошлом году этим нововведением воспользовались 48 тыс. владельцев самостроев.
Благодаря упрощению
градостроительной разрешительной системы в 2012 году зарегистрировано
почти в 2,5 раза больше объектов. «Тенденция роста строительства
сохраняется и в этом году. В январе 2013 года начато строительство 6280
объектов, что на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года»,
- заявлял вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул.
Так как легализированные постройки
вошли в общую статистику, то в результате у министерства появилась база
для прекрасных показателей
Некорректно назвать министерские
данные подтасовкой фактов, поэтому еще раз отметим – эта цифра включает в
себя не только новострои, но и те сооружения, которые возводились
«пролетарским» методом на протяжении последних полутора-двух десятков
лет.
По данным Минрегиона, строительной
амнистией в целом воспользовалась значительная часть малого и среднего
бизнеса, так как около 70-80% в общем объеме узаконенных объектов
составляют стройобъекты, где без соответствующих разрешений выполнены
работы по реконструкции помещений. По данным ГАСК, с начала 2012 года в
Украине в общем количестве разрешений на новое строительство (порядка 72
тыс.) доля объектов IV-V категории сложности составляет около 2%, на
основании сообщений (индивидуальные жилдома площадью до 300 кв. м) —
около 44%, деклараций (объекты II-III категории сложности) — около 55%
объектов.
Организованной толпой…
Но сиюминутная выгода может иметь
серьезные последствия. Упрощенная процедура на практике означает, что в
эксплуатацию принимаются уже существующие здания, построенные без
проекта, без экспертизы и каких-либо согласований. Более того, по
негласной информации, в кабинетах министерства зреет идея об упрощении
введения в эксплуатацию ВСЕХ самовольно построенных объектов.
Другими словами, до 30 января 2013
года принятие в эксплуатацию объектов, возведенных без разрешения на
выполнение строительных работ, осуществлялось территориальными органами
Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины (согласно
процедуре, установленной приказом Минрегиона № 91 от 24 июня 2011 года о
Порядке приема таких объектов в эксплуатацию).
Ранее владельцу самостроя
приходилось сталкиваться с государственной бюрократической машиной и, в
том числе, получать отчет о проведении технического обследования
строительных конструкций и инженерных сетей с выводом об их соответствии
требованиям надежности и безопасной эксплуатации. Под это правило не
подпадали индивидуальные (садовые) жилые дома, садовые, дачные домики
общей площадью до 300 кв. м, хозяйственные (приусадебные) строения и
сооружения, пристройки к ним общей площадью до 100 кв. м. То есть,
типичные объекты частного строительства.
Но теперь под амнистию, кроме
индивидуальных домов, попадают также объекты I-II категорий, а среди них
есть и кемпинги, и летние кинотеатры, и торговые павильоны, и склады
«Кто-то всегда должен нести
ответственность, поэтому есть персональное лицензирование или
сертификация специалистов в большинстве областей – от юриспруденции до
строительства. А у нас разрешен самострой, поэтому делается все что
угодно, где угодно и как угодно, а потом оно все начнет падать, потому
что делается как попало. Ни в одной стране мира самострои не разрешены,
даже в Китае уже ничего подобного нет»,- заявил по этому поводу
архитектор Вадим Жежерин, экс-президент Архитектурного союза Европы.
По его словам, законодательство,
которое допускает строительство здания до 300 кв. без проекта,
необходимо срочно менять. «Независимо от размеров сооружаемого здания
должен быть проект, выполненный профессиональным архитектором,
профессиональным инженером, со всеми расчетами. А у нас какие-то бригады
каких-то халтурщиков лазят по стране и строят «на глазок». Это уровень
самый нижайший самой нецивилизованной безответственной страны», -
возмущен эксперт.
Сами застройщики крайне скептически относятся к нововведениям
«Сейчас непростые времена, и люди
очень смотрят на качество и репутацию застройщика. Да, мне приходится
тратить море сил и времени на общением с ГАСКом, зато я получаю
документарное подтверждение качества. А если все упростить, то чем я
буду отличаться от менее щепетильных застройщиков?», - рассказал
«Свободной прессе» один из киевских девелоперов. По словам собеседника,
государственный контроль – пережиток прошлого, но отсутствие контроля –
опаснее для всех: от игроков рынка до потребителей.
Сегодня условия строительства
зачастую диктуют популизм власти и сильное лобби бизнеса. Но возникает
вопрос: кто ответит за «упрощение» государственного контроля в случае
возможных трагических последствий?
Источник http://www.svdevelopment.com/
|