Cегодня перед украинским обществом уже не стоит вопрос – открывать или не открывать рынок земли. Ответ очевиден – конечно, открывать. Если оставить все, как есть, то через несколько лет мы увидим деградацию черноземов и вымирание села.
Дискуссия переходит в плоскость, КАК открывать земельный рынок: по каким правилам он будет работать, как избежать злоупотреблений и как найти баланс интересов бизнеса разного масштаба и собственников паев.
Закон должен приниматься на холодную голову. Текущая ситуация в Раде этому точно не способствует
Завершающим аккордом земельной реформы станет отмена моратория. Он будет отменен одновременно с принятием закона об обороте земель сельхозназначения.
Госземагентство активно дорабатывает замечания к этому документу. В принципе этот проект закон уже готов. Мы планируем зарегистрировать его в самое ближайшее время. Вот несколько основных принципов и положений документа.
1. Каждый имеет право на продажу земли. Основной месседж, по которому достигнут общественный консенсус – каждый владелец земли должен иметь право ее продать. Невозможность распоряжаться ею привело к тому, что земля переходит в собственность городским правонаследникам, которым она не нужна. И насчитывается до 2 млн га невостребованного наследства: то есть почти 500 000 граждан умерли и не воспользовались выгодами земельного имущества.
2. Право на покупку – ограниченному кругу лиц. Приобрести землю смогут только физические лица, граждане Украины и государство в лице государственного Земельного банка. Государство планирует активно выкупать землю в целях дальнейшего использования для поддержки бизнеса на селе. Массив земли необходим государству для консолидации и формирования больших инвестпривлекательных пакетов. Имея в арендодателях государство, арендаторы будут более эффективно обращаться с землей.
3. Земельная рента должна быть перераспределена в интересах общества. В законопроекте предлагается закрепить норму о минимуме 3% арендной платы от нормативно-денежной оценки земли не в статусе рекомендуемой, как сейчас, а как обязательную.
4. Будет введена дополнительная плата в размере 1% от нормативной денежной оценки, отчисляемая в местные бюджеты для развития территорий. В случае с землями госсобственности половина этого налога будет идти в спецфонд госбюджета. Эти деньги будут направлены на финансирование выкупа паев у граждан и господдержку мелкого производителя.
5. Установление минимальной нормы трудоустройства. Очень болезненный вопрос для Украины. Ненормально, когда в хозяйстве на 10 000 га работает всего 10 человек. Ведь в селе, кроме работы в сельском хозяйстве, нет практически никакой другой формы занятости. Минимальный уровень занятости на единицу площади сейчас определяется. Он будет привязан к площади и природно-климатической зоне.
6. Установление минимального срока аренды. Краткосрочная аренда приводит к деградации земли, поскольку арендатор, приходя на два-три года, стремится выжать из участка максимум. Законом предлагается установить минимальный срок аренды на срок не менее семи лет. Это выгодно арендаторам – зайдя на длительный срок, они фиксируют цену и делают бизнес планируемым. А государство обеспечивает сохранность качества земель.
|